Современная архитектура и инновации: формула идеального фасада. Интервью портала Фасады.PRO с главным архитектором компании «ГОРПРОЕКТ» Филиппом Никандровым

Главный архитектор компании «ГОРПРОЕКТ» Филипп Никандров рассказал в интервью порталу ФАСАДЫ.PRO о последних тенденциях в фасадной архитектуре, «умных» фасадах, а также о влиянии фасадов на формирование облика современных городов.
Филипп Никандров. Архитектор
Со своим 25-летним международным опытом в архитектуре Филипп Никандров является одним из ведущих профессионалов России со специализацией в области особо крупных и уникальных высотных зданий.
Филипп Никандров возглавляет авторский коллектив российского проектного института «ГОРПРОЕКТ». Как его главный архитектор, реализовал целый ряд значимых высотных объектов – башню Эволюция в ММДЦ “Москва-Сити” и самое высокое здание в Европе – «Лахта Центр» в Санкт-Петербурге.
– Филипп, какие тенденции в фасадной архитектуре вы могли бы отметить в 2021 году?
– Фасады – это одежда для зданий, а в одежде все имеет значение – стиль, вкус, колористика, качество материалов и пошива, отдельно стоит соответствие моде – качество, также относящееся к архитектуре. Еще есть такой фактор как «достойное старение» – насколько эстетика здания и материалы его фасадов толерантны к патине времени. Современная архитектура, как и вся культура нашего времени, переживает период эклектики или полистилизма – смешения совершенно разных стилей. При этом они либо обогащают друг друга, либо девальвируют. Хорошо это или плохо, но никакой отдельный стиль ныне не является доминирующим ни в литературе, ни в изобразительном искусстве, ни в музыке, ни в кинематографе, ни в архитектуре… Сейчас в тренде и традиционный модернизм, и минимализм, и хай-тек, и бионическая эко-архитектура. Это если мы говорим именно о современной архитектуре, а не о ретростилизациях или дешевых имитациях прошлого.
Возвращение ушедших стилей грозит нам только в случае массовой реставрации в Евразии тоталитарных режимов, традиционно апеллирующих к имперской и колониальной эстетике и проповедующих идеи величия и превосходства одного над другим, языком архитектуры в том числе. Во времена относительной свободы и демократии властвует эклектика, когда все разрешено и нет единой генеральной линии, догм и канонов. Но, на мой взгляд, наиболее сильным и выразительным художественное решение становится только когда оно выполнено в канонах одного стиля, в духе одной идеологии, но при этом вне излишнего догматизма. При этом идеологию автор вправе иметь свою собственную, в этом и есть вызов творчества. Лично мне как направление в дизайне больше всего импонирует минимализм, квинтэссенция которого наиболее емко выражена Мисом Ван дер Роэ: «Меньше – значит больше».

Фото: “Лахта-центр”

– Какие объекты, в этой связи, вы могли бы отметить?
– Из программных исторических объектов – например, виллы Ле Корбюзье, дом Мельникова в Москве и многие шедевры Оскара Нимейера в Бразилии. Ну, если брать из современных знаковых построек, то тогда, скажем, Центр Гейдара Алиева в Баку (арх.Заха Хадид), а из наших объектов – башню Эволюция. Духом минимализма пропитаны многие объекты японцев Тадао Андо и Тойо Ито, швейцарца Петера Цумтора.
В нашей стране этот стиль вполне органично может развиваться из традиций советского конструктивизма и авангардизма (та же Заха Хадид в свое время была под сильным влиянием супрематизма Казимира Малевича).
– Какова роль и влияние фасадов в формировании архитектуры города?
– Фасады – как лицо здания передают его образ и совокупность информации об эстетике своего времени. Вопрос о соседстве и сосуществовании старого и нового в градостроительном контексте никогда всерьёз не ставился в исторических городах, вплоть до появления современных строительных технологий (лифты, железобетонные и стальные конструкции и пр.), позволивших создавать сооружения огромных размеров, способных своим масштабом подавлять величие исторических ансамблей и доминант. Именно тогда угроза несомасштабности двух эпох в одном городе встала во весь свой рост, подпитывая страхи консерваторов от архитектуры. И часть этих страхов имеют под собой основания в виде реализованных одиозных и немасштабных объектов, признанных градостроительными ошибками, типа гигантской статуи Петра Великого посреди Москва-реки. Необходимо тщательно анализировать градостроительную ситуацию и не допускать явно диссонансных композиционных и архитектурных решений, девальвирующих универсальную ценность исторической застройки. Считаю, что, при достижении сомасштабности, строить современную архитектуру в историческом контексте или в определенном визуальном диалоге с историческими ансамблями можно и нужно. Это оживляет старый город, заряжает его новыми энергиями.

Фото: Башня “Эволюция”

– Каким материалам облицовки фасадов вы отдаете предпочтение? Почему?
– Предпочитаю сплошное витражное остекление, особенно в высотных проектах, где главным «товаром» является панорамный вид из внутренних пространств на городской скайлайн. Стекло – удивительный материал, который с помощью современных нанотехнологий может сочетать в себе исключительную светопрозрачность с отличной теплофизикой, солнцезащитой и огромной палитрой цветовых оттенков и визуальных эффектов от максимального отражения до максимальной светопроницаемости (антибликовость). Стекло может создавать различные оптические иллюзии, менять цвет в зависимости от угла зрения (например, дихроидное стекло), интегрировать источники света (медиафасады) и PV-панели. Стекло может принимать любые формы, его можно гнуть при помощи высокой температуры и даже в холодном виде. До недавнего времени витражи сложных форм, включая двояковыпуклые и спиралевидные, строились из множества плоских стеклянных панелей (стеклопакетов), что делало внешний облик остекления достаточно «рваным» и пикселированным. В отдельных случаях, при небольших радиусах, стекло можно гнуть методом моллирования (при нагревании и на специально изготовленных формах), однако, это – очень дорогостоящее решение, которое не работает для больших радиусов. Инновационная технология «холодного гнутья» стеклопакетов позволяет создавать витражи двояковыпуклой кривизны при помощи абсолютно плоских стеклопакетов, что гораздо экономичнее по сравнению с моллированием. При сборке модульной панели плоский стеклопакет укладывается в проём уже согнутой по необходимой геометрии рамы, находящейся в горизонтальном положении, и под собственным весом деформируется, принимая форму рамы без какого-либо термического воздействия. Максимальная деформация одного угла стеклопакета из плоскости при этом составляет не более 50 мм. Чтобы стекло при таком изгибе не разрушалось, оно должно быть закалённым или термоупрочнённым.
Впервые эта технология была масштабно применена в России в 2013-2014 годах, в нашем проекте башни «Эволюция», на её спиралеобразных витражах. Уникальный фасад «Эволюции» подчёркивает лёгкость и динамику струящейся наперекор силам гравитации формы. Оригинальная концепция фасада и инновационная технология его монтажа позволила достичь визуально цельной и непрерывно «текучей» поверхности двоякой кривизны. Непрерывная лента гнутого остекления с постоянным наклоном в углах башни (примерно 14 градусов к вертикали) реализует удивительную оптическую иллюзию, отражая окружающие панорамы Москвы перевёрнутыми под углом 90 градусов к горизонту, то есть вертикально, что беспрецедентно для мировой архитектуры. Гонимые ветром облака плывут в отражающих фасадах башни вверх или вниз, оживляя и усиливая динамический эффект от восприятия спиралеобразной формы.
До середины 2017 года витраж «Эволюции» был самым большим по площади холодногнутым фасадом в мире, но теперь это рекорд побит в другом нашем реализованном проекте – в башне Лахта Центра в Санкт-Петербурге. Уникальность его фасада состоит ещё и в том, что впервые в мире холодногнутый витраж применён в составе энергоэффективной интеллектуальной системы двухниточного остекления с промежуточной эксплуатируемой двусветной буферной зоной, естественно вентилируемой в тёплое время года. Размеры панелей холодногнутых стеклопакетов поистине впечатляют, достигая 11м2 по площади. Проектировщики и фасадный подрядчик – те же компании, что работали на «Эволюции», но применённые формулы однокамерных стеклопакетов в составе системы позволили добиться ещё более впечатляющих результатов с точки зрения энергоэффективности фасадной конструкции. В обоих случаях эти инновационные фасадные технологии впервые в мире применялись с таким размахом, и происходило это не где-нибудь, а в нашей стране.

Стоит прочесть: Уникальные фасадные решения Лахта Центра

Фото: “Лахта-центр”
– Современная архитектура и инновации: формула идеального фасада
– Наверное тут речь пойдет о самых технологически продвинутых («умных») фасадах, которые также смогут подобно коже «дышать», обеспечивать солнцезащиту и температурный комфорт, интегрируя в себе инженерные системы ВОК и даже фотоэлементы для выработки дополнительной энергии для здания. Все отдельные компоненты для таких фасадов по отдельности уже давно разработаны и существуют (например, в экспериментальных домах с нулевым потреблением энергии), однако в максимально комплексной комбинации такие «умные» фасады еще никто и никогда не интегрировал в реальную архитектуру. Вот такой «интеллектуальный» фасад видимо и станет идеальным. Если позволяет бюджет, я стараюсь максимально использовать практически безграничные возможности, которые нам дают современные программы параметрического проектирования, инновационные технологии в строительстве и новые строительные материалы и инженерные системы. Всё это, вместе взятое, позволяет создавать новый язык в архитектуре. Меня особенно вдохновляют динамичные формы, образы и та энергетика, которую они порождают. Построить сейчас можно практически всё и везде. Архитектурная мысль часто опережает технологии, но профессионалы всегда найдут путь к реализации самой смелой идеи.
– Вы используете цифровые инструменты и методы в бюро, например, BIM?
– Обязательно, мы активно используем инструментарий BIM , в частности Revit для комплексного проектирования и параметрические программы Rhino-Grasshopper для разработки фасадных конструкций сложной геометрии.
– На сколько далеко вы уходите от своего замысла, выполняя требования заказчиков?
– К сожалению, в проектировании на более ранних стадиях и заказчик и проектировщики часто преуменьшают возможные сложности реализации и всерьез не задумываются о реальной сметной стоимости объекта, стараясь впечатлить власти и общественное мнение в процедурах согласования проекта. И, когда на более детальных стадиях проектирования обнаруживается множество проблем, связанных с увеличением сметы в виду разных ранее непредвиденных обстоятельств, то заказчики часто пытаются экономить, оптимизируя фасад за счет его качества и материалов. Что в итоге может нанести непоправимый ущерб архитектуре объекта. И поэтому, в тех случаях, когда не удается отстоять первоначальную идею, нам, архитекторам, приходится пересматривать концепцию, и иногда даже изобретать ее заново. Это до каких то «пределов» вопрос твердости и воли архитектора, а после этих «пределов» – вопрос его гибкости и изобретательности.

Фото: “Лахта-центр”

– Как Вы представляете оболочку/фасады зданий будущего?
– Архитектура будущего будет диктоваться дальнейшими завоеваниями инженерной мысли в борьбе человечества с силами гравитации: уменьшение веса конструкций с одновременным увеличением их прочности даст возможность иметь больше пролеты и строить выше, легче и быстрее, минимизируя непосредственное негативное влияние на природу Земли. Поскольку через оболочку здания теряется тепло(=энергия) в холодное время года или поступает нежелательное тепло летом или от солнечной радиации, то будущее «зеленой» архитектуры – в совершенствовании теплофизических параметров фасадных оболочек с одной стороны и обеспечении их мультизадачности(многорежимности), когда фасады, в зависимости от климата, сезона, времени суток расположения солнца и других внешних факторов, смогут автоматически и без участия человека оптимально приспосабливаться к этим условиям, при этом обеспечивая необходимые уровни комфорта в помещениях в части освещенности и микроклимата (температурного режима и воздухообмена). То есть речь идет об «умных» (интеллектуальных) фасадах, которые также смогут подобно коже «дышать», обеспечивать солнцезащиту и температурный комфорт, интегрируя в себе инженерные системы ВОК и даже фотоэлементы для выработки дополнительной энергии для здания. Все отдельные компоненты для таких фасадов по отдельности уже давно разработаны и существуют (например, в экспериментальных домах с нулевым потреблением энергии), однако в комплексной комбинации такие «умные» фасады еще никто и никогда не интегрировал в реальную архитектуру.
В будущем такие «умные» адаптивные функции будут осуществляться без участия механики, а с использованием нанотехнологий, жидких кристаллов и пр. Первый «интеллектуальный» двухниточный фасад в нашей стране был реализован в нашем проекте башни Лахта Центра, одного из самых «зеленых» небоскребов мира, заслужившего LEED Platinum, наивысшую оценку в области экологической сертификации.

– Существуют ли технологии в проектировании фасадов, с которыми Вы ещё не работали, но к которым испытываете большой профессиональный интерес?
– Конечно. Например, кинетические фасады, которые оживляют, анимируют здания, создавая переменчивые паттерны, служащие для затенения и защиты от солнца, или проецирующие на себя вихревые потоки ветра, на которые можно долго смотреть заворожённым взглядом. Пока что мне так и не удалось склонить ни одного российского заказчика к реализации подобного рода живых скульптур, воплощённых в фасадных конструкциях. Но я не теряю надежды…

0 0 голоса

Рейтинг
статьи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии